Основными средствами композиции,
придающими печатной рекламе соразмерность и гармонию, являются
пропорциональность, масштаб, ритм, метр контраст и нюанс, симметрия и
асимметрия.
Пропорциональность выражает соразмерность между
отдельными элементами рекламы и всей ее формой. Варьируя пропорциональные
соотношения частей, рекламе можно придать динамику, напряжение, то есть
сделать ее эмоционально окрашенной. В целом пропорция служит средством общей
согласованности, соразмерности печатной рекламы, или, как иногда говорят,
гармонизации.
Масштабность устанавливает соотношение величины
рекламного объявления с определенной мерой. Масштабность - понятие
относительное. Особенно это заметно на примере восприятия уличной рекламы и
рекламы, помещенной в печатном издании.
Ритм - это средство композиции, обеспечивающее
выделение и связь элементов рекламного объявления путем их повторения,
чередования, нарастания, убывания.
Метр, или метрический порядок, - простейшее проявление
ритма, заключается в повторе одинаковых элементов при равных промежутках
между ними. Очень важно, чтобы в метрических чередованиях элементов
прослеживалась закономерность. В противном случае появляется ощущение
случайности и хаотичности.
Контраст используется, чтобы противопоставить элементы
рекламы по форме, цвету или другим признакам. Это позволяет показать
характерные особенности элементов рекламы и содействует ее целостному
восприятию.
Нюанс - средство композиции, противоположное
контрасту. Так называют незначительное различие элементов по форме,
размерам, цвету и т.д. Нюанс обогащает композицию множеством эмоциональных
оттенков.
Симметрия и асимметрия - это одно из самых
ярких средств композиции. Если главный смысловой элемент размещен в центре
рекламного объявления, образуется симметричная композиция, а при его сдвиге
относительно центральной оси - асимметричная. Принято считать, что
симметричная композиция подчеркивает статичность рекламы, а асимметричная -
динамичность. Композиционное построение печатного рекламного объявления
должно осуществляться так, чтобы раскрывалась его внутренняя логика.